"Диалог идей"
Заявка на сценарий документального фильма
«ДИАЛОГ ИДЕЙ или ТЕМА НОВОЙ ВОЙНЫ»
(рабочее название)
Ах, как преобразился Екатеринбург! Похорошел, отстроился всего за десять лет относительно спокойного и благополучного начала нового века. На месте жутких вековых трущоб, помоек, пустырей, деревянных заборов и дряхлых «избушек на курьих ножках» неожиданно динамично вытянулись острые высотки, засверкали огромные окна и зеркальные витрины, запестрили рекламные конструкции. В общем, буйно проросла новейшая торгово-офисная архитектура. Расцвел город! Приятно посмотреть: стекло, металл, асфальт, бетон, брусчатка, стройные мачты новых фонарей. Свежо и аккуратно. Любо-дорого окинуть взором любой район; что центр, что окраины. Хорош город, хорош! Как, впрочем, и десяток остальных провинциальных миллионников, традиционно гордых региональных центров России, ревностно оспаривающих друг у друга бумажный титул «третья столица».
Ох, как же Екатеринбург обезобразился! Нельзя запихивать пивной ларёк-стекляшку в классическое музейное пространство, вам об этом даже первокурсник «Арха» скажет. Непозволительно хай-тэковой стилистикой изгаживать когда-то гармоничные ландшафты трехсотлетнего города. Исторический центр бы, хотя бы, пощадили бы! Натыкали рядом с кирпичными особняками зеркальных свечей-высоток, аж в глазах рябит, и рады. Отвратительно и безобразно! Пропал город, пропал! Пожирают его торгово-офисная архитектура и новейшая маркетинговая мораль торгово-офисного века. Жуть!
Герои нашего фильма (их двое) в очень важном, но на первый взгляд совсем напрасном диалоге – основном элементе экранного повествования – архитектурной тематики могут и не коснуться. Хотя, скорей всего, заговорят и о визуальном облике городов, как о наглядном выражении глубинных процессов российской реальности.
Вот эти самые, глубинные и знаковые процессы жизни жителей любого города (а, значит, всей страны), в сочетании с прекрасными или уродливыми внешними приметами перемен и развития действительности, станут темами диалога героев. Интонацию диалога предсказать невозможно, поскольку это будет первый и, наверное, последний разговор двух очень разных мужчин, жизненные ритмы которых подобного общения не предусматривают. Кто знает, во что выльется первая и единственная встреча никогда не встречавшихся и никогда не собирающихся встречаться людей. Станет ли она бурной дискуссией или вялой говорильней, занимательным скандалом или скучной декларацией позиций, окрасится легкой трепотней или натужным молчанием – покажет только съемка (один съемочный день). Во всяком случае, оба к этому разговору готовы.
Основной диалог предполагается снять на крыше одной из новых городских высоток (башня «Высоцкий», «Февральская революция», «Призма», «Палладиум» или «Демидов-Плаза»). Нехитрая символика вполне очевидна. Должен случиться разговор «над схваткой», диалог о том, что происходит «там внизу».
Крупные и общие планы на фоне панорам мегаполиса, динамичные «наплывы» и «наезды» с операторского крана, неожиданные ракурсы и «облёты» героев, гиперкрупные планы элементов одежды, рук и знаковых предметов, в этих руках находящихся, как и многие другие операторские инновации, должны создать у зрителя ощущение незримого присутствия при откровенном разговоре. Даже намёка на наличие съемочной группы здесь быть не может. Четвертый – лишний! Только два героя и незримый зритель.
Итак, герои:
Александр, 30 лет, менеджер рекламного отдела крупной фирмы. С автомобилем, работой и квартирой – все в порядке. Несколько замкнут. Окончил философский факультет университета. Холост. Увлечен карьерой и страйкболом. Всерьез подумывает о вступлении в партию «Единая Россия».
Алексей, 40 лет, довольно известный актер. С автомобилем, работой и квартирой – все в порядке. Общителен. Окончил театральный институт. Холост. Увлечен актерством, в особенности собственными моноспектаклями. Активный участник акций всероссийского гражданского движения в защиту свободы собраний в России «Стратегия-31».
Без традиционного «портретного» интервью с каждым героем не обойтись. Фрагменты этих монологов (статика, фронтальный план) своеобразным «визуальным пунктиром» должны пройти сквозь динамично поданный базовый диалог, гармонизируя структуру фильма и выражая характеры героев. Эту же задачу призваны решить адресные планы типичных для персонажей пространств (театр, офис), а также проходы и жанровые сцены (репетиция, деловые переговоры).
Принципиальна съемка состязаний по страйкболу и митингов протеста.
Все эти композиционные элементы картины призваны колоритно, ёмко и лаконично выразить объективную реальность судеб наших героев, наших современников, избегая авторского взгляда на отображаемый объект, а уж тем более, каких бы то ни было оценок этой реальности. Общение героев друг с другом и со зрителем, должно вывести аудиторию на самостоятельное размышление и обобщение.
Звуковое оформление будет строиться на типичных для нашего времени городских шумах (джинглы радиостанций, обрывки телеэфиров и радиопрограмм, автомобильные сигналы, гул городской толпы, шум ветра, шелест листьев, плеск воды в фонтанах). Музыкальный лейтмотив и музыкальные акценты не предусмотрены. А впрочем, лишь окончательный монтаж позволит решить вопрос об актуальности сопровождения картинки музыкой.
Съемочный период дополнительных элементов картины займет никак не менее полугода. Вполне возможна съемка занимательных жанровых сцен на праздниках «День Победы» и «День города Екатеринбурга», а также съемка праздничного фейерверка и многочисленных горожан, на него смотрящих. Среди этих лиц, в самом финале или же на титрах, вполне могут «промелькнуть» и лица наших героев.
Рабочий хронометраж картины – 26 минут.
Вариант названия: «НОВАЯ ИГРА В ВОЙНУ».